Меню сайта

Методическая разработка

          Методическая разработка  «Проведения Недели Здоровья в образовательном учреждении МОБУ «Митинская ОШ» в рамках мероприятий «Школа – территория здоровья»» посвящена методике организации и проведения тематической недели по пропаганде здорового образа жизни в образовательном учреждении без отрыва от учебного процесса. Данная разработка раскрывает современные технологии, подходы и методы работы с педагогическим коллективом, учащимися и родителями по вопросу здоровьесбережения.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель методической разработки: 

     Совершенствование единого здоровьесберегающего пространства, построение здоровьесозидающей образовательной среды ОУ, способствующей формированию у участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни, социально значимых идей и ценностей, развития интереса к физической культуре и спорту.

Задачи:

(направлены на педагогов)

  • Провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья участников образовательного процесса и определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.
  • Обеспечить педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
  • Мотивировать педагогический коллектив школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.

(направлены на учащихся)

  • Содействовать формированию сознательного отношения учащихся к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
  • Стимулировать желание школьников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. 
  • Провести оздоровительные мероприятия, нацеленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на повышение сопротивляемости организма детей и подростков к различным заболеваниям, работоспособности школьников, продуктивности их обучения.
  • Научить учащихся защитить себя от стресса, найти выход из сложной психологической ситуации, навыков активной психологической защиты от вредных зависимостей.
  • Создать положительный настрой и благоприятную обстановку для обучения и воспитания учащихся.

(направлены на родителей)

  • Познакомить родителей с основными факторами, способствующими формированию здорового образа жизни учащихся, используя просветительскую работу. 
  • Пропагандировать активный семейный отдых, спортивные семейные традиции, здоровые привычки.
  • Организовать диалог школы и родителей по вопросам здоровьесбережения.
  • Привлечь родителей к участию в спортивных мероприятиях.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Технология модульного построения Недели Здоровья

Технология модульного построения Недели Здоровья предполагает

3 основных этапа:

Подготовительный этап

      Неделя Здоровья является средством привлечения внимания учащихся к здоровому образу жизни. Подготовка и проведение Недели Здоровья в образовательном учреждении предусматривает целый комплекс мероприятий. Для проведения Недели Здоровья в образовательном учреждении создается оргкомитет в составе представителя руководства образовательного учреждения, учителя физической культуры, преподавателя-организатора ОБЖ, представителей органа ученического самоуправления. При этом общее руководство осуществляется директором образовательного учреждения, а организационно-методическое руководство – оргкомитетом, по соответствующему распределению обязанностей. Оргкомитет проводит координационное совещание (за 1 месяц до даты мероприятия), в ходе которого определяет тематику мероприятий каждого модуля, их количество в течение Недели Здоровья.

Для проведения тематической Недели в образовательном учреждении разрабатывается положение о проведении Недели Здоровья, сценарий – детализированный план мероприятий с учетом регламента времени, мест проведения, очередности мероприятий, ответственных за проведение мероприятий.

Этап реализации

Опишем апробированную нами структуру проведения Недели Здоровья. Тематическая неделя разбивается на модули (режим дня, здоровое питание, физкультура и спорт, профилактика вредных привычек, здоровьесбережение в семье). Каждый модуль включает в себя несколько компонентов (которые могут варьироваться):

  • 1 компонент: Тематические общешкольные линейки. На линейке дается старт новому дню, определяется тематика модуля, освещаются основные тезисы по теме модуля, происходит информирование о событиях и мероприятиях предстоящего дня.
  • 2 компонент: Уроки здоровья с использованием здоровьесозидающих и иных современных педагогических технологий (тема и задачи определяются субъектами образовательного процесса совместно). Предполагает включение тематической пятиминутки по теме модуля в рамках учебного предмета.
  • 3 компонент: Творческие конкурсы (стенгазет, сочинений, фотографий, социального плаката, чемпионат ораторского искусства и т.д.), посвященные здоровому образу жизни.
  • 4 компонент: Классные часы по отдельной проблеме здоровья и здорового образа жизни.
  • 5 компонент: Интерактивные встречи, подготовленные педагогами, родителями или социальными партнёрами, на различные темы в области здоровья и здорового образа жизни.
  • 6 компонент: Спортивные соревнования для учащихся, педагогов, родителей.
  • 7 компонент: Акции (Ярмарка вкусных и полезных блюд, “Присоединяйся!”, день открытых дверей спортивных уроков, открытые уроки для родителей).

8 компонент: Работа тематических станций.

1. Аналитический этап.

По результатам проведения Недели Здоровья каждому классу предлагаются рефлексивные задания, анкеты, диагностики.

В завершении модуля проводится методическое совещание с целью анализа результатов проведения мероприятий (участвуют совместно учителя и представители органа ученического самоуправления). Готовится отчет по итогам Недели Здоровья (количество участвующих, количество проведенных мероприятий, сценарии, фотографии, стенгазеты, информация на сайте ОУ).

Основным показателем эффективности проведенных мероприятий следует считать процент учащихся, родителей, педагогов образовательного учреждения (от общего числа) участвующих в них. Дополнительным показателем эффективности Недели Здоровья можно считать содержание и организацию мероприятий.

 

2.2. Ожидаемые результаты

По итогам проведения тематической Недели Здоровья предполагается, что:

Педагоги образовательного учреждения станут более активно применять современные технологии, позволяющие сохранять    и укреплять здоровье участников образовательного процесса.

Учащиеся образовательного учреждения будут более осознанно подходить к вопросам сохранения и укрепления собственного здоровья, соблюдения режима дня, режима питания, личной гигиены; увеличится количество учащихся, самостоятельно занимающихся физкультурой; повысится уровень знаний учащихся о здоровом образе жизни, о способах психологической защиты от вредных привычек.

Родители учащихся примут активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках Недели Здоровья, обратят внимание на проблему сохранения и укрепления здоровья учащихся; увеличится количество семей, практикующих различные виды спорта, активный семейный отдых.

2.3. Ход проведения

Неделя Здоровья предполагает проведение нескольких тематических модулей. В течение дня проводится цикл мероприятий (компонентов модуля) в рамках заданной тематики. Каждый класс образовательного учреждения представляет собой команду, у которой есть название, девиз и отличительный знак. На церемонии открытия и информационных стендах предоставляется полная информация об условиях участия в конкурсе “Самый здоровый класс”. Команда класса участвует в мероприятиях дня (командой или индивидуально) и зарабатывает баллы, которые по итогам дня заносятся в экран соревнований “Самый здоровый класс” (экран находится на тематическом стенде в течение всей недели). По итогам Недели здоровья определяется самый здоровый класс (по сумме набранных баллов) среди 1-4 классов, 6-9 классов.